Урок геометрии в 7 классе
Решение задач по теме "Параллельные прямые"
Захарова Валентина Владимировна
Цель урока: совершенствование навыков решения задач на применение признаков параллельности прямыхЗадачи урока:
1) Познавательная: повторить определение параллельных прямых; признаки параллельности прямых, определение и свойства смежных и вертикальных углов; названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей; свойства равнобедренного треугольника; закрепить навыки решения задач на доказательство параллельности прямых; проверить уровень ЗУН учащихся по теме.
2) Развивающая: продолжить развитие навыков учебного труда, логического мышления, частично-поисковой деятельности, способности к творчеству и научной фантазии (д/з – составление практической задачи), находчивости (при решении практической задачи), произвольного внимания, памяти при повторении.
3) Воспитательная: воспитывать интерес и ответственное отношение к предмету, самостоятельность, дисциплинированность, интерес к здоровому образу жизни.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация для устной работы, карточки для рефлексии, текстовый вариант теста, карточки с кроссвордом (Приложение 4), полочка, угольники.
План урока: (продолжительность урока – 30 минут)
I. Организационный момент. (1 мин.)
II. Постановка дидактической цели. (1 мин.)
III. Повторение. (4 мин.)
IV. Закрепление изученного материала: (10 мин.)
V. Физкультминутка. (1 мин.)
VI. Решение задач
VII. Тестовая работа. (10 мин.)
VIII. Сообщение домашнего задания. (2 мин.)
IX. Подведение итогов урока. (1 мин.)
ХОД УРОКА
I. Учитель: Здравствуйте
II. Учитель: Урок мы начнём со стихотворения:
Эти линии все знают. Даже если линий много,
Направление храня, Не смешать одну с другой:
Они дружно убегают Они держат очень строго
В бесконечность от меня. Расстоянье меж собой.
Мы частенько их встречаем, Параллельные Прямые -
Невозможно все назвать: Славный, вежливый народ:
Пара рельсов у трамвая, Ни одна из них другие
В нотном стане целых пять... Никогда не зачеркнет.
Н.К. Шабалина
Учитель: О чём это стихотворение, ребята?
Учащиеся: О параллельных прямых.
Учитель: Верно! И сегодня заключительный урок по теме “Признаки параллельности прямых”, поэтому нам необходимо повторить определение параллельных прямых, названия углов образованных при пересечении двух прямых секущей и признаки параллельности прямых. В конце урока вы выполните тест, за который все получите оценки.
III. Учитель: Для начала повторим то, что изучали на предыдущих уроках. Внимательно рассмотрите рисунок. По рисунку определите, вено ли утверждение. (Презентация)
(Ребята устно выполняют задания, при необходимости отвечающий учащийся выходит к доске для объяснения)
Слайд3 Слайд 4
Учащиеся: Верно Учащиеся: Неверно
Слайд 5 Слайд 6
Учащиеся: Верно Учащиеся: Верно
Слайд 7 Слайд 8
Учащиеся: Верно Учащиеся: Неверно
Слайд 9
Учащиеся: Верно
Учитель: Вспомните, какие прямые на плоскости называются параллельными прямыми.
Учащиеся: Прямые на плоскости называются параллельными, если они не имеют общих точек.
Учитель: Можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны?
Учащиеся: Нет.
Слайд10
Учащиеся: Кажется, что не параллельны
Учитель: Какие утверждения помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых?
Учащиеся: Признаки параллельности прямых.
Учитель: Верно! Давайте вспомним признаки параллельности прямых.
(Ребята формулируют признаки параллельности прямых)
Слайд 11 Слайд 12
Учащиеся: Неверно Учащиеся: Верно
Слайд 13 Слайд 14
Учащиеся: Верно Учащиеся: Верно
Слайд 15 Слайд 16
Учащиеся: Утверждать нельзя. Неверно Учащиеся: Верно
Слайд 17 Слайд 18
Учащиеся: Неверно Учащиеся: Верно
IV. Учитель: Отлично, ребята!
У вас на столах лежат листы с задачами. Вопрос в этих задачах одинаковый: «Параллельны ли прямые а и b?» Запишите ответ рядом с рисунком. Обязательно дайте пояснение.
Слайд 19 Слайд 20
Учащиеся: Да Учащиеся: Нет
Слайд 21 Слайд 22
Учащиеся: Да Учащиеся: Да. Не зависит от значения переменной
Слайд 23 Слайд 24
Учащиеся: Зависит от значения переменной. Учащиеся: Да
V. Учитель: Мы хорошо потрудились, и нашим глазам требуется отдых. Проведём гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Учитель: Сядьте ровно, руки положите перед собой, шевелиться нельзя, дышать спокойно и ровно.
Вдох – смотрим вверх, выдох – перед собой, вдох – смотрим вниз, выдох – перед собой (повторить 4 раза). Вдох – смотрим вправо, выдох – перед собой, вдох – смотрим влево, выдох – перед собой (повторить 4 раза).
Вдох – смотрим вправо-вверх, выдох – влево-вниз (повторить 4 раза).
Вдох – смотрим влево-вверх, выдох – вправо-вниз (повторить 4 раза).
Зажмурить крепко глаза и расслабить (повторить 4 раза).
VI. Учитель: Молодцы. А сейчас выполним тестовую работу, проверим, как вы усвоили тему.
VII. Учитель: Время вышло. Урок заканчивается. Запишем домашнее задание.
VIII. Учитель: Итак, подведём итоги урока. Рефлексия (учащиеся отмечают нужный ответ на корточках):
Карточки для рефлексии
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |